Одной из ярких политических фигур начала 90-х был коммунист Юрий Максимович Слободкин. Он знаменит тем, что в период политического кризиса 91-93 годов стал автором одного из проектов Конституции РСФСР.
Мы попросили Юрия Максимовича поделиться воспоминаниями о том, как прогрессивные силы вели тогда борьбу против насаждения буржуазной Конституции, отбросившей Россию на много десятилетий назад с точки зрения развития демократических норм и принципов.
Ю.М. Слободкин: В начале 1990-х я был членом Российской Коммунистической Рабочей партии, участником её учредительного съезда; народным депутатом РСФСР (в состав Верховного Совета я не входил, но участвовал в Съезде народных депутатов); председателем Солнечногорского городского суда.
Проект Конституции РСФСР мы разрабатывали по поручению Центрального Комитета РКРП. Тогда все понимали, что проект, выработанный Конституционной Комиссией съезда народных депутатов (я был тогда её членом), закладывает огромную мину под институты демократии в нашей стране. Он нас абсолютно не удовлетворял.
Вместе с другими депутатами фракции «Коммунисты России» Съезда народных депутатов мы представили свой проект. Ключевым положением этого текста было формирование органов власти (советов) по производственно-территориальному принципу с возможностью простого отзыва депутатов, т.е. так, как было записано ещё в первой Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года. Мы провозгласили республику частью СССР, считая жизненно необходимым сохранить, восстановить Советский Союз. Пост Президента в нашем варианте Конституции отсутствовал как неприемлемый для нашего народа, как инструмент узурпации власти слоями олигархического капитала.
Помимо двух вышеуказанных проектов, существовал ещё вариант КПРФ как альтернатива официальному проекту Конституционной комиссии. Предложения КПРФ, на мой взгляд, были слишком компромиссными, как и вся дальнейшая политика этой партии. Их вариант предусматривал сохранение поста президента, установление принципов буржуазного парламентаризма.
Проекты Конституции проходили рейтинговое голосование в Верховном Совете в 1993 году. Наш проект тогда получил большинство голосов депутатов. Нашёл он поддержу и в народе. Наш проект действительно был крайне популярен. Всего за месяц – с середины апреля до середины мая 1993 года – за него поставили подписи 1 млн. 200 тыс. человек. Получалось, что проводить референдум нужно было именно по нашему проекту (в соответствии с действовавшим тогда законодательством, для выноса того или иного вопроса на референдум, необходимо было собрать не менее 1 млн. подписей). Однако этого не произошло.
Последовали события, связанные с проведением референдумов о сохранении СССР, и об учреждении поста Президента РСФСР (РКРП тогда была категорически против такой инициативы, прекрасно понимая, что за этим шагом последует ликвидация системы Советов), избрание Ельцина на этот пост. 5 июня по инициативе Ельцина открылось т.н. Конституционное совещание, которое подготовило удобный для прозападной элиты документ. Идеологами того проекта Конституции, который превратил в итоге Россию в Президентскую республику с бесправным Парламентом, были Собчак, Алексеев, Шахрай. Не удивительно, что именно этот текст был вынесен на референдум в нарушение всех мыслимых норм закона. Поскольку Президент тогда не имел права инициировать проведение референдума, процедуру назвали «всенародным голосованием». Вот такая правовая вакханалия творилась тогда в стране.
Характерным свидетельством верности позиции РКРП и соответствия нашего проекта Конституции чаяниям народа стала активная кампания, которую развернула против меня группа депутатов-либералов в совете РСФСР. Они пытались организовать отзыв меня из Совета осенью 1991 года. Однако кампания не удалась из-за событий августа 1991 года. После провала ГКЧП и запрета Ельциным Компартии они посчитали, что коммунисты для них более не опасны. Мы тогда занялись подготовкой к оспариванию решения Ельцина в судебном порядке.
Сегодня, спустя 20 лет, я до сих пор сохраняю уверенность в том, что положения нашего проекта Конституции никоим образом не утратили своей актуальности. Идея Советов, как форма государственного управления вышла из народа, она органически свойственна нашему человеку, который по духу своему является коллективистом. Капитализм растоптал эти ростки демократии, и сегодня нам придётся заново воссоздавать фундамент этой системы, и первые камни в него мы должны закладывать уже сегодня, объединяясь в борьбе за свои права на предприятиях и по месту жительства.
Записал Комолов О.