Предпосылки


← Назад                                              Участники противостояния →


17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР на котором подавляющее число голосов (77.85%) было отдано за сохранение Советского Союза. Несмотря на это, во второй половине 1991го года представителями власти союзных республик был принят и подписан ряд противозаконных соглашений попирающих волю народа и действующую Конституцию. Народ смолчал. В результате, к концу 1991 года СССР де факто прекратил своё существование.

Видя общую пассивность населения нашей страны, правительство новоявленной России круто сменило курс развития страны. Фактически перечеркнув значимость всех социальных достижения предыдущих семидесяти лет нашего общества, начало движение вспять. Руководство страны взяло курс на — капитализм. На рыночную экономику, на проведение жесточайших либеральных реформ, введение «свободного предпринимательства» и передачу государственной собственности в частные руки.

На деле, под демагогическим соусом о «свободе», «повышении эффективности производства», «через 500 дней будем жить как в Америке» и подобном, проводилось ограбление собственного народа и распихивание всех его достижений по частным карманам. Подлое и циничное ограбление народа-труженника, народа наивного, привыкшего верить власти. Народа, большая часть которого тогда не осознала суть происходящих коренных изменений в общественном строе и слепо верила в красивые сказки льющиеся в их сознание из насквозь продажных СМИ.

Результаты не замедлили себя ждать.

Либерализация цен (отмена государственного регулирования цен на товары народного потребления) —  привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Произошло обнищание большинства населения России. Жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 40-начала 50-х годов, т.е. до показателей времён восстановления страны после Великой Отечественной войны.

Началось снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий.

Население России стало «свободным» — свободным от опёки его государством, свободным от права собственности на свою страну, её промышленность и ресурсы.

Общество расколовшись на тонкую прослойку новой буржуазии и основную массу лишённых социальных гарантий людей — откатилось к началу двадцатого века.

Активная часть население России разбилась на два противоборствующих и непримиримых лагеря — тех кто был у руля капиталистических реформ и успешно наживался за счёт ресурсов созданных народом всего СССР, и тех кто чётко понимал к чему ведут эти реформы и противостоял им.

Конечно же, была и третья сторона — существенная часть населения, одураченного либеральной пропагандой неустанно транслируемой через купленные новой буржуазией СМИ.

Политика «шоковой терапии» с каждым днём нагнетала напряжённость в обществе, как на низовом, народном уровне, так и в первую очередь — на уровне высших государственных институтов.

Основное противостояние наметилось между президентом Ельциным выступающим за максимально жёсткое и быстрое проведение либеральных реформ, и Верховным Советом вокруг которого собирались сторонники сохранения хотя бы останков социальных гарантий Советского государства и Советской формы управления.

Всё это привело к усугублению политического кризиса, основные моменты которого кратко изложены ниже.


  • Введение поста президента при сохранении неограниченных полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации породило в России проблему двоевластия, которая осложнилась расколом общества на сторонников немедленного проведения радикальных экономических реформ («шоковая терапия»), которые объединились вокруг президента Бориса Ельцина, и их противников, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого после избрания Ельцина президентом стал Руслан Хасбулатов.
  • Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин настаивал на изменении формы правления в России,передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимал поправки, расширяющие полномочия президента.
  • Также одной из причин конфликта считается неоднократный отказ Съезда народных депутатов ратифицировать беловежское соглашение о прекращении существования СССР и исключить из текста конституции Российской Федерации — России (РСФСР) упоминание о конституции и законах СССР. Съезд даже обратился в Конституционный суд в связи с незаконной ратификацией беловежского соглашения Верховным Советом в декабре 1991 года.
  • В начале 1993 года на Съезде народных депутатов России и в Верховном Совете сложилось твёрдое антиельцинское и антиреформаторское большинство, составившее парламентский блок «Российское единство» (коммунисты, аграрии, бабуринская «Россия» и фракция «Отчизна», состоявшая из радикальных коммунистов и отставных военных).
  • 20 марта 1993 года II пленум ЦИК КПРФ принял решение голосовать на апрельском референдуме против доверия президенту Ельцину, против социально-экономической политики правительства, за досрочные выборы президента и против досрочных выборов парламента (НЕТ—НЕТ—ДА—НЕТ). КПРФ взяла на себя руководство парламентской фракцией «Коммунисты России» В то же время сторонники президента и большинство эфирных СМИ предлагали голосовать на референдуме по схеме «ДА—ДА—НЕТ—ДА».
  • 20 марта 1993 года Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил, что только что подписал указ о введении «особого порядка управления». Конституционный суд Российской Федерации, ещё не имея подписанного указа президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения президента от должности. Однако, как выяснилось чуть позже, в действительности неконституционный указ не был подписан. Созванный IX (Внеочередной) Съезд народных депутатов предпринял попытку отрешить президента от должности (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова), но для импичмента не хватило 72 голосов.
  • 22 марта 1993 года, по воспоминаниям бывшего начальника Службы безопасности Президента Российской Федерации Александра Коржакова, президент вызвал руководителя Главного управления охраны, коменданта Кремля Михаила Барсукова и предложил ему разработать план действий, на случай, если съезд примет решение об импичменте. По словам Коржакова, план Барсукова президенту понравился и он его немедленно утвердил.
  • 29 марта 1993 года, после провала попытки импичмента, Съезд назначил на 25 апреля референдум с 4 вопросами, результаты которого удовлетворили ожидания сторонников президента Ельцина:
    • На вопрос «Доверяете ли вы президенту Российской Федерации Борису Ельцину» 58,7 % проголосовавших ответили «да»
    • На вопрос «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года» 53 % проголосовавших ответили «да»
    • На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы президента Российской Федерации» «да» ответили 41,2 %
    • На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы народных депутатов Российской Федерации» ответили «да» 49,5 %
  • 1 мая 1993 года в Москве во время уличной манифестации коммунистов и сторонников Верховного совета впервые произошло массовое столкновение народа с ельцинским ОМОНом. В связи с этими событиями Верховный Совет своим постановлением освободил от должности министра внутренних дел Виктора Ерина, однако, президент Ельцин не подписал соответствующий указ.
  • 1 сентября 1993 года Б. Ельцин временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства. Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранения вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции, в связи с которыми проводилось расследование, позже подтверждены не были. Хасбулатов расценил этот указ как «очевидное и грубое нарушение Конституции Российской Федерации». Он указал, что «устранить Президента и вице-президента, согласно Конституции, может только Верховный Совет и Съезд народных депутатов Российской Федерации при наличии в их действиях соответствующих нарушений, предусмотренных статьями Конституции».
  • 3 сентября Верховный Совет принял решение направить в Конституционный суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа Президента Российской Федерации от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента Александра Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном суде действие указа приостанавливается.
  • 12 сентября проект указа № 1400 впервые обсуждали в Ново-Огарёве, куда Ельцин пригласил министра иностранных дел Андрея Козырева, министра обороны Павла Грачёва, министра внутренних дел Виктора Ерина, председателя Совета Министров Виктора Черномырдина, и. о. министра безопасности Николая Голушко, начальника своей службы безопасности Александра Коржакова, и начальника Главного управления охраны Михаила Барсукова. По словам Александра Коржакова, указ одобрили все участники совещания. Спор вызвала лишь дата предполагаемого роспуска Съезда и Верховного совета. Первоначально предлагалась дата 19 сентября. Но затем решили сделать это 18 сентября — это воскресенье и в Доме советов никого не должно было быть. Планировалось перекрыть входы в здание и не пускать депутатов внутрь.
  • 16 сентября Борис Ельцин снова пригласил к себе Коржакова, Барсукова и Грачева, на этот раз в Завидово, для обсуждения деталей будущего роспуска Съезда и Верховного Совета. Президент сообщил о своём решении отложить подписание указа о роспуске ВС на несколько дней. Выяснилось, что против подписания указа выступает глава администрации президента Сергей Филатов, а силовые структуры до сих пор не согласовали свои будущие действия.
  • 18 сентября руководитель Администрации Президента Сергей Филатов поставил в известность о намерениях Ельцина Егора Гайдара, назначенного накануне первым заместителем Председателя Совета Министров. Гайдар выразил поддержку этим намерениям. В тот же день президент Ельцин без согласия Верховного Совета, в нарушении конституции и закона «О Совете Министров» назначает Николая Голушко министром безопасности.

К этому моменту Ельцин и его группировка почувствовали себя готовыми к осуществлению задуманного.

21 сентября 1993 года Ельцин выпускает антиконституционный указ №1400, чем запускает государственный переворот.


← Назад                                              Участники противостояния →


Comments are closed.